Материалы для широкоформатной печати
В дословном переводе с английского banner означает флаг или штандарт. В старину так называли знамя войска, но теперь, много лет спустя, этот термин имеет преимущественно рекламное значение. Сегодня под баннером понимают рекламный носитель с напечатанным на нем изображением информационного или рекламного характера. Также словом баннер часто называют запечатываемый материал, применяемый для изготовления конечного продукта.
Баннеры — как рекламный инструмент — очень популярны, поэтому печать на баннере является одной из наиболее востребованных услуг в типографиях, занимающихся широкоформатной печатью. Это один из самых дешевых и оперативных способов изготовить широкоформатную рекламу как для уличного, так и для интерьерного применения (подробнее об этом далее).
Баннер — или баннерная ткань — обычно состоит из прочной основы (полиэстерная сетка) и наполнителя (чаще всего — винил), который придает материалу эластичность. Соединяют их разными способами. Самый простой вариант — ламинировать сетку той или иной основой, придающей физические свойства, а затем покрыть ПВХ пленкой, по которой выполняется печать. Такой баннер так и называется — ламинированный. Он дешев, наименее прочных среди других вариантов и имеет видимую «сетчатую» фактуру. Другой вариант — нанести на сетку пастообразный ПВХ и пропустить этот сэндвич через каландры — получится т.н. каландрированный или полулитой баннер. Самый однородный, прочный и качественный материал — литой баннер — получается при погружении сетки в сплав ПВХ, где она полностью им пропитывается.
Практически в 100% случаев баннеры запечатываются на рулонных широкоформатных струйных принтерах, но сфера применения готового продукта будет зависеть не только от материала, но и от применяемых для печати чернил, а также разрешения.
Например, печать сольвентными и экосольвентными чернилами применяется главным образом для изготовления продукции, которая будет эксплуатироваться на улице. Это, кстати, самый дешевый вариант! Такие чернила содержат в своем составе растворитель, благодаря которому они проникают в структуру материала и надежно там закрепляются. Влага и перепады температуры им не страшны. Минусом данной технологии является запах, поэтому вешать такие баннеры рекомендуется на улице.
Альтернативный вариант — печать баннера чернилами, которые утверждаются под действием УФ-излучения. Они так же надежно закрепляются на материале, но при этом пахнут намного слабее, что позволяет использовать готовую продукцию в большинстве помещений.
Что касается разрешения, то здесь все зависит от того, с какого расстояния будет рассматриваться готовый рекламный носитель. Если на улице с расстояния в несколько метров и более — подойдет, 360 или даже 180 dpi. Если в помещении с близкого расстояния — лучше использовать 720 или 1440 dpi.
Самоклеящиеся материалы
Самоклеящаяся пленка обычно состоит из трех слоев. Поверхностный слой воспринимает краску или чернила и обеспечивает те или иные физические свойства пленки. Средний — клейкая основа, а нижний — защитная бумага, которая легко и быстро удаляется непосредственно перед накаткой пленки на поверхность.
Для верхнего слоя в качестве основного компонента чаще всего используется поливинилхлорид (ПВХ или просто винил — отсюда и название «виниловые пленки») или полипропилен. К ним добавляют различные пластификаторы, пигменты, стабилизаторы и проч. Прозрачные пленки обычно имеют ПВХ-слой — они легко склеиваются и очень устойчивы к жирам, маслам, влаге и нагреву. ПП-пленки более гибкие и хорошо режутся. Возможно использование и других, неполимерных материалов: например, бумаги, фольги или холста.
Клеевой слой у самоклейки также бывает разный. Если на материале стоит пометка Permanent, это означает стандартную степень адгезии, если Supertack — усиленную. Такие пленки невозможно бесследно удалить с поверхности. Ну а такие слова как NonPermanent, Removable и UltraRemovable в целом означают легкосъёмный клеевой слой — такую пленку можно будет легко удалить с поверхности, не оставляя на ней следов клея.
Существует два основных способа производства самоклейки — путем каландрирования и литья. Более качественными считаются литые пленки — они наиболее тонкие (от 40 мкм), имеют минимальные изменения толщины по площади, очень прочные, но при этом эластичные, хорошо тянутся и не дают усадку. Обладают высокой стойкостью к перепадам температуры. Литьевой метод не предполагает механического воздействия на молекулярную структуру материала, в результате чего плёнка исключительно устойчива и стабильна, характеризуется минимальными внутренними напряжениями.Такой материал является оптимальным выбором, если его нужно закрепить на криволинейных поверхностях. Каландрированные пленки дешевле, но в холодном состоянии они не тянутся, поэтому готовый продукт рекомендуется размещать на ровной поверхности. При растяжении пленка будет стремиться вернуться к исходному состоянию, что в ряде случаев может приводить к разрыву. Срок эксплуатации каландрированных пленок меньше, чем литых.
Акриловое (органическое) стекло, акрилы
Органическое стекло (полиметилметакрилат) ведет свою историю с 1928 года, когда немец Отто Рем создал инновационный материал под маркой Plexiglas, которую он запатентовал в 1933-м. Любители военной истории, возможно, вспомнят, что в годы Второй мировой войны этот легкий и прочный материал широко применялся в качестве остекления кабин пилотов и стрелков в самолетах, иллюминаторов, перископов подводных лодок и проч.
В наше время акриловое стекло (синоним оргстекла и акрила) является одним из ключевых материалов в «ассортименте» рекламно-производственных компаний (есть и другие сферы применения), что обусловлено рядом его выдающихся свойств. Так, оргстекло намного легче и прочнее классического, благодаря чему его легко транспортировать и монтировать. Оно обладает высокой стойкостью к влаге и солнечному свету, перепадам температур, к маслам и жирам, а также микроорганизмам и некоторым химическим веществам. Акрил прекрасно запечатываются, а также режется, фрезеруется, сверлится, гнется и формуется. При этом он не пахнет и не выделяет вредные вещества в процессе эксплуатации, срок которой может исчисляться десятилетиями — благодаря этому готовое изделие может использоваться как внутри помещений, так и на улице.
Существует два способа производства акрилового стекла — экструзионный (в названии материала может присутствовать индекс (XT) и литьевой (GS). В первом случае расплав гранулированного метилметакрилата с необходимыми добавками выдувают в экструдере через специальную щелевую головку с последующей протяжкой между вращающимися валами и охлаждением. Это очень производительный способ производства акрилового стекла и, в частности, поэтому экструзионные акрилы дешевле литых, однако они имеют ограничения по толщине и палитре цветов. Зато колебания толщины по площади листа составляет всего 5% против примерно 30% у литых акрилов.
При литьевом способе мономер метилметакрилата с необходимыми добавками заливается между двумя силикатными или металлическими листами и полимеризуется, что позволяет получить на выходе материал с очень ровной и гладкой поверхностью. Литое акриловое стекло может иметь бОльшую толщину, чем экструзионное, но изготовить таким способом максимально большие форматы не получится. Зато литьевой способ позволяет легко выпускать акрил как в листах, так и в блоках, прутках, трубках и вообще в любой другой сложной форме. Литой акрил прекрасно поддается термоформовке, в том числе повторной. Кроме этого литые акрилы прочнее и обладают более высокой стойкостью к воздействию химических веществ.
Композитные алюминиевые панели, композиты
Композитным называют материал, который состоит из двух или более разнородных материалов с разными физико-химическими свойствами. При этом в процессе их объединения на производстве образуется структура, свойства которой сильно отличаются от свойств отдельно взятых исходных компонентов.
Примером могут служить алюминиевые композитные панели (АКП), о которых пойдет речь далее. Они представляют собой два предварительно окрашенных алюминиевых листа, между которыми располагается слой полимера. На заводе в процессе производства эти материалы объединяются в единую структуру, благодаря чему на выходе получается материал, обладающий принципиально иными свойствами, чем алюминий и полимер по отдельности. Одним из наиболее известных композитов, применяемых рекламно-производственными компаниями, является Dibond, производимый в Германии. Алюминиевые композитные панели — не самый дешевый материал, но при этом он имеют множество сильных сторон:
- АКП легкие и очень прочные — это удобно в производстве и при монтаже, а также позволяет экономить на логистике; такие панели прекрасно запечатываются с высоким качеством методом струйной УФ-печати и не требуют обязательной предварительной подготовки или постпечатной обработки;
- легко обрабатываются, в том числе режутся, фрезеруются и гнутся, что позволяет создавать конструкции нужной формы;
- обладают высокой стойкостью к воздействию солнечного света, влаги, температуры, химии, перепадам температуры и проч. Это значит, что АКП можно эксплуатировать на улице или, скажем, в помещениях с повышенной влажностью на протяжении длительного периода времени, мыть, в том числе с применением моющих средств и т.д. Панели при этом не будут менять геометрические размеры, ржаветь, гнить и т.п.;
- специальные виды АКП являются негорючими и могут применяться там, где действуют жесткие требования в плане пожарной безопасности.
Такие свойства логично обусловили широкое распространение алюминиевых композитных панелей в строительстве, рекламном производстве и ряде других областей. Вот лишь некоторые примеры использования этого материала:
- облицовка зданий с вентилируемым фасадом;
- отделка общественных помещений, где требуется износостойкий материал, подходящий для влажной уборки с использованием моющих средств
- аэропорты, вокзалы, предприятия общественного питания, медицинские учреждения и проч.;
- оформление автозаправочных станций, остановок, киосков и т.п.;
- оформление входных групп торговых точек, офисов и т.п.;
- изготовление уличных рекламных конструкций (вывески, лайт-боксы, транспортные и рекламные указатели);
- брендинг торгового и выставочного оборудования и др.
Толщина АКП и ее составляющих зависит от сферы использования. Скажем, в рекламном производстве и оформлении интерьеров применяются панели толщиной около 3,0 мм, у которых листы алюминия имеют толщину 0,21–0,3 мм. В строительстве распространены более толстые панели — до 4,0 мм и 0,4 мм соответственно.